Переживание социально-сравнительной ревности как стимул для студенческой молодёжи на достижения

06.05.2020
В статье описано новое для постсоветского пространства понятие "социальной ревности". Данными первых исследований применительно к молодёжи с нами поделилась Лепешко К. В. (с)

Переживание социально-сравнительной ревности как стимул для студенческой молодёжи на достижения

 

В сегодняшней социальной ситуации можно заметить вариативность норм, ориентиров и стратегий поведения - это приводит к отсутствию объективных стандартов для оценки своих качеств и достижений. Поэтому, большинство людей ищет других людей, чтобы через социальное сравнение оценить себя. Процесс социального сравнения – важная часть повседневной жизни людей. Л. Фестингер (основатель данной концепции) указывал, что социальное сравнение помогает формировать представление о себе; поддерживать самооценку; узнавать о собственных возможностях; общаться и взаимодействовать с другими людьми, получать информацию о себе, соотнося ее с собственными характеристиками; объяснять многообразие поступков и поведение других людей (Festinger, 1954). Таким образом, социальное сравнение помогает удовлетворять потребности в точной самооценке и самосовершенствовании.

Однако, ряд исследований демонстрируют, что социальное сравнение приводит не только к  положительным последствиям (мотивация к изменениям, стремление быть лучше, и т.д.), но к и негативным  (негодование, деградация индивида) (Taylor, Buunk, Aspinwall, 1990; Corcoran, Crusius, Mussweiler, 2011). В результате социального сравнения могут возникать эмоции гнева, чувства зависти и ревности, особенно если ситуации бросают вызов превосходству или равенству относительно другого человека (Salovey, Rodin, 1986; Morse, Gergen, 1970).  Так, например, сравнение себя с другими индивидами, может приводить к пониманию несоответствия, ощущению, что «я хуже, чем он/она», и как следствие возникает  конкуренция за определенные качества, способности или атрибуты. В этом случае, по мнению зарубежных авторов S.A. Bers и J. Rodin речь идет о социально-сравнительной ревности.

 Они предложили различать 2 вида ревности: ревность социальных отношений (пример романтической ревности) и социально-сравнительную ревность (social comparison jealousy). Стоит отметить, что в отечественной литературе термин социально-сравнительной ревности приравнивается к термину зависти. Так, социально-сравнительная ревность обычно появляется из-за конкуренции двух индивидов за желаемый атрибут (цель), которым обладает конкурент (Bers, Rodin, 1984; Salovey, Rodin, 1986). В зарубежной литературе социально-сравнительную ревность понимают как чувства, мысли и действия, возникающие у одного индивида, когда другой индивид пользуется большим успехом и, следовательно, материальными и нематериальными преимуществами, достижениями в сравнении с первым (Bers, Rodin, 1984; Salovey, Rodin, 1986; Mikulincer, Bizman, 1989).

Данное определение было уточнено. Так, можно сказать, что социально-сравнительная ревность возникает при условии высокой значимости ситуаций социального сравнения и характеризуется совокупностью связанных между собой мыслей о незаслуженности, несправедливости, неправильности существующих преимуществ другого индивида, комплексом переживаний негативных эмоций (прежде всего волнения, печали, гнева, отвращения, презрения) и готовности к действиям, направленным на совладение со сложившейся ситуацией (Лепешко, Фурманов, 2019).

Чтобы ситуация вызвала ревность необходимы следующие условия:

  • Должна существовать возможность социального сравнения с другим человеком;
  • Человек должен иметь желание обладать или чувствовать право на обладание, переживать гнев в отношении человека, который обладает эти атрибутом или качеством.
  • Должны быть мысли о ревнивом поведении и стратегии позволяющие, справиться с этой ситуацией – принижение другого, опережения его,.

Пример таких ситуаций можно обнаружить в студенческой сфере, где наиболее ярко представлена конкуренция за успех, оценки, реализацию талантов и умений.  Именно подростковый период (12-16 лет) и период ранней взрослости (17-30 лет) наиболее подвержен и чувствителен к ситуациям конкуренции и как следствие, подростки и молодёжь чаще испытывают социально-сравнительную ревность. В этот период наиболее ценными и важными сферами в жизни молодых людей являются: развитие собственной личности, развитие себя как члена семьи (создание собственной семьи), развитие себя через профессиональную деятельность. Студенческая молодёжь является главным представителем, которая нацелена на профессиональное становление, поскольку в данный период это играет огромную роль в развитии их личности.

Так, в исследовании социально-сравнительной ревности молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет отметили, что наиболее часто сталкивались со следующими ситуациями, в которых испытывали социально-сравнительную ревность:

- когда кто-то красивее, чем я;

- когда кто-то  имеет более впечатляющие результаты, чем я;

- когда кто-то более популярен, чем я;

- лучше выглядит, чем я и реализует свои потенциальные возможности лучше.

Также, молодые люди отмечали, что наиболее значимыми для них ситуации являлись, когда кто-то получал работу, которую они хотели получить, и когда они получали меньше похвалы/вознаграждений за выполнение той же работы, чем кто-то. 

Можно подвести итог, что студенческая молодёжь чаще испытывает ревность в ситуациях несправедливого вознаграждения, заработка или других результатов, которые связаны с профессиональной деятельностью и реализацией своих талантов.

Таким образом, социально-сравнительная ревность среди молодежи и представителей студенческой сферы, может выступать мотивационным фактором, способствующим позитивным изменениям, достижениям более высоких результатов и реализации имеющихся талантов.